ПОЭЗИЯ

ДУША МУЗЫКИ И ПОЭЗИИ - РИТМ!

         В поэзии мы имеем дело диалектическим единством симметрии и асимметрии. «Душа музыки – ритм – состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения, - писал в 1908 году известный русский физик Г.В. Вульф. – Правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии. Мы с тем большим правом можем приложить к музыкальному произведению понятие симметрии, что это произведение записывается при помощи нот, т.е. получает пространственный геометрический образ, части которого мы можем обозревать». Он же писал: «Подобно музыкальным произведениям, могут быть симметричны и произведения словесные, в особенности стихотворения».

         В стихотворениях подразумевается, очевидно, симметрия чередования рифм, ударных слогов, то есть опять таки ритмичность. Однако, как в музыке, так и в поэзии симметрию нельзя сводить к ритму. Всякое хорошее произведение (музыкальное или стихотворное) имеет определенные смысловые инварианты, которые проходят, видоизменяясь, через все произведение. Композитор в своей симфонии может по нескольку раз возвращаться к одной и той же теме, постепенно разрабатывая ее.

         Сохранение темы и ее изменение (разработка, развитие) – это и есть единство симметрии и асимметрии. И чем удачнее решает композитор или поэт проблему соотношения между симметрией и асимметрией, тем выше художественная ценность создаваемого произведения искусства.

         Самое непосредственное отношение к симметрии имеет композиция. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете утверждал, что «всякая композиция основана на скрытой симметрии». Владеть законами композиции это значит владеть законами симметрии. Три основных закона композиции предполагают трансляционно-тождественное повторение элементов структуры, контрастное повторение, варьированное повторение. Это выглядит как орнамент во времени.

         Действительно, нечто вроде временного орнамента. Нас всегда будут восхищать «орнаменты», созданные великим русским поэтом А.С. Пушкиным. Вот относительно простой, изящный пушкинский «орнамент»:

      В тот год осенняя погода                                   Куртины, кровли и забор,

   Стояла долго на дворе                                      На стеклах легкие узоры,

    Зимы ждала, ждала природа.                            Деревья в зимнем серебре,

Снег выпал только в январе                              Сорок веселых на дворе

На третье в ночь. Проснувшись рано,                И мягко устланные горы

       В окно увидела Татьяна                                    Зимы блистательным ковром.

                Поутру побелевший двор,                                 Все ярко, все бело кругом.                        

 

         А вот, опять у Пушкина, уже более сложный «орнамент», имеющий относительно редко встречающуюся форму октавы:

 Четырехстопный ямб мне надоел:

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за октаву.

А в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучием. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут;

Две придут сами, третью приведут.

 

         Не будем проводить интонационного разбора приведенных примеров пушкинских стихов. Ограничимся тем, что еще и еще раз прочитаем оба отрывка и попробуем полнее ощутить прелесть этих стихотворных «орнаментов».

Hosted by uCoz