СИММЕТРИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ |
||
Архитектура
- удивительная область
человеческой деятельности. В
ней тесно переплетены и строго
уравновешены наука, техника искусство.
Только соразмерное,
гармоничное единство этих
начал делает возводимое
человеком сооружение
памятником архитектуры,
неподвластным времени, подобно
памятникам литературы, ваяния,
музыки. Архитектура
бесконечно разнообразна. И
все же самый древний храм и
современный дом, подобно
человеческим лицам, имеют
множество общих черт. В своем
творчестве архитекторы
располагают только
строительным материалом и
пространством. Все остальное в
архитектурном облике здания
архитектор создает
собственной фантазией. В
качестве художественных
средств он использует композицию,
пропорциональное соотношение
здания и его частей, живопись и
скульптуру, окружающую природу
и застройку.
Композиция здания. От нее в
первую очередь зависит
впечатление, которое
производит архитектурное
сооружение. Сочетание
различных объемов - высоких и
низких, прямолинейных и
криволинейных, чередование
пространств - открытых и
закрытых - вот основные приемы,
которые использует зодчий,
создавая архитектурные
композиции. Наиболее
ясны и уравновешены здания с симметричной
композицией. Такие здания
были характерны для
архитектуры эпохи классицизма.
Впечатление
от здания во многом зависит от
ритма, т.е. от четкого
распределения и повторения в
определенном порядке объемов
зданий или отдельных
архитектурных форм на здании
(колонн, окон, рельефов и т.д.).
Преобладание элементов
вертикального ритма - колонн,
арок, проемов, пилястр - создает
впечатление облегченности,
устремленности вверх.
Наоборот, горизонтальный ритм -
карнизы, фризы, пояса и тяги -
придает зданию впечатление
приземистости, устойчивости. В
архитектуре, как и в других
видах искусства, существует
понятие СТИЛЯ, т.е.
исторически сложившейся
совокупности художественных
средств и приемов. Греческие
зодчие впервые в истории
строительства создали архитектурный
ордер, т.е. установили
четкие правила художественной
обработки внешней формы
конструкций, определили
порядок размещения деталей и
их размеры. Отличали
дорический, ионический и
коринфский ордеры. Все три
ордера имеют одинаковые
основные элементы, но
отличаются друг от друга
пропорциями и декоративной
обработкой. В
средние века возник ГОТИЧЕСКИЙ
стиль. Готические здания
отличаются обилием ажурных,
как кружева, украшений,
скульптур, орнаментов, поэтому
и снаружи, и внутри они
производят впечатление легкости
и воздушности. Окна, порталы,
своды имеют характерную
стрельчатую форму. Фасады
сооружений обладали
зеркальной (осевой) симметрией.
Архитекторы
Возрождения создали стиль - РЕНЕССАНС,
в котором использовали
наследие античного искусства,
греческие архитектурные
ордеры. Правда, они применили
их по-новому, более свободно, с
отступлением от античных
канонов, в других пропорциях и
размерах, в сочетании с другими
архитектурными элементами.
Здания в стиле ренессанс были
строгими по форме, с четкими
прямыми линиями. Сохраняется
симметрия фасадов. БАРОККО,
пришедший на смену ренессансу,
отличается обилием
криволинейных форм.
Грандиозные архитектурные
ансамбли (группа зданий,
объединенных общим замыслом)
дворцов и вилл, построенных в
стиле барокко, поражают
воображение обилием украшений
на фасадах и внутри зданий.
Прямые линии почти
отсутствуют. Архитектурные
формы изгибаются, громоздятся
одна на другую и переплетаются
со скульптурой. От этого
создается впечатление
постоянной подвижности форм. Все
здания,
построенные в стиле КЛАССИЦИЗМ,
имеют четкие прямолинейные
формы и симметричные
композиции. На фоне гладких
стен выступают портики и
колоннады, которые придают
сооружениям торжественную
монументальность и парадность.
Декоративное убранство из
барельефов и статуй оживляют
облик зданий. Мастера
классицизма сознательно
заимствовали приемы
античности и ренессанса,
применяли ордеры с античными
пропорциями и деталями. В
начале XX века появился стиль МОДЕРН. Этот
стиль - попытка освободиться от
долгого подражания античности,
желание создать новые формы из
новых строительных материалов
- металла, стекла, бетона,
керамики. Поиск новых форм и
освоение новых материалов
привели к новым видам
композиций. Стиль не имеет
строгих симметричных
конструкций. Кроме
архитектурных стилей,
возникших в истории
европейской культуры,
существует множество других
стилей. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ стиль
- встречается в церковном
строительстве. Ему присущи
небольшие храмы
крестово-купольного типа (план
передает форму креста, центр
которого увенчан куполом на
барабане). Украшения
сооружений - в античных
традициях. ДРЕВНЕРУССКОМУ стилю характерно превосходное чувство пропорций, совершенство белокаменной кладки, широкое использование декоративных элементов (арочно-колончатые пояса, скульптурные маски, резные рельефы и т.д.). В архитектуре проявляется стремление к свободной планировке, живописности композиции и богатству убранства. |