АХ, ЭТИ ВЕЛИКИЕ ЖИВОПИСЦЫ! |
||
Теперь хотелось бы обратиться к
живописи. О какой симметрии можно
говорить, глядя, например, на картину «Боярыня
Морозова», написанную выдающимся
русским художником В.И. Суриковым?
Картина – это отнюдь не цветная
фотография. Взаимное расположение фигур,
сочетание поз и жестов, выражения лиц,
чередование цвета, комбинация тонов –
все это тщательно обдумывается
художником, заботящемся об определенном
эмоциональном воздействии картины на
зрителя. Используя асимметричные
элементы, художник должен создать нечто,
обладающее в целом скрытой симметрией. О
своей работе над картиной В.И. Суриков
писал так: «А какое время надо, чтобы
картина утряслась так, чтобы переменить
ничего нельзя было. Действительные
размеры каждого предмета найти нужно.
Важно найти замок, чтобы все части
соединить. Это - математика».
Конечно, трудно анализировать
симметрию (или, как выразился художник,
математику) такой сложной картины, как «Боярыня
Морозова». Однако можно проделать
простой опыт, обнаруживающий наличие в
картине некоей скрытой симметрии. Надо
посмотреть на изображение этой картины
в зеркале, то есть поменять в картине
левое на правое (и наоборот). Оказывается,
что при этом загадочный эффект движения
саней исчезает!
Для анализа симметрии изображения
лучше, наверное, взять картину с более
простой композицией. Можно обратиться к
хранящейся в Эрмитаже картине
гениального итальянского художника и
ученого Леонардо да Винчи «Мадонна
Литта».
Обратите внимание: фигуры мадонны и
ребенка вписываются в правильный
треугольник, который вследствие своей
симметричности особенно ясно
воспринимается глазом зрителя.
Благодаря этому мать и ребенок сразу же
оказываются в центре внимания, как бы
выдвигаются на передний план. Голова
мадонны совершенно точно, но в то же
время естественно помещается между
двумя симметричными окнами на заднем
плане картины. В окнах просматриваются
спокойные горизонтальные линии пологих
холмов и облаков. Все это создает
ощущение покоя и умиротворенности,
усиливаемое за счет гармоничного
сочетания голубого цвета с желтоватыми
и красноватыми тонами.
Внутренняя симметрия картины хорошо
ощущается. А что можно сказать об
асимметрии? Асимметрия хорошо
проявляется, например, в тельце ребенка,
которое неправильно разрезает
упомянутый выше треугольник. И кроме
того, есть одна в высшей степени
выразительная деталь. Благодаря
взаимной замкнутости, завершенности
линий фигуры мадонны создается
впечатление полного безразличия
мадонны к окружающему миру, и в
частности к зрителю. Мадонна вся
сосредоточена на младенце; она нежно
держит его, нежно глядит на него. Все ее
мысли сосредоточены только на нем. И
вдруг вся эта замкнутость картины в себе
исчезает, как только мы встречаемся со
взглядом ребенка. Именно здесь
внутренняя уравновешенность композиции
нарушается: спокойный и внимательный
взгляд обращен прямо на зрителя, через
него картина раскрывается во внешний
мир. Попробуйте мысленно убрать эту
чудесную асимметрию, повернуть лицо
младенца к матери, соединить их взгляды.
Разве вы не чувствуете, что от этого
картина сразу беднее, менее
выразительнее?
Получается, что всякий раз, когда мы,
восхищаемся тем или иным произведением
искусства, говорим о гармонии, красоте,
эмоциональности воздействия, мы тем
самым касаемся одной и той же
неисчерпаемой проблемы – проблемы
соотношения между симметрией и
асимметрией.
Как правило, находясь в музее или в
концертном зале, мы не задумываемся над
этой проблемой. Ведь нельзя
одновременно и ощущать, и анализировать
ощущение. Пример с картиной Леонардо да Винчи убеждает в том, что анализ симметрии – асимметрии все же очень полезен: картина начинает восприниматься острее. |