Страницы
истории
период
первый (1723-1781 г.г.).
1. "Здесь
будет город…"
Возникновение завода было той
экономической основой, на которой и
выросло поселение,
складывавшееся на протяжении
пятидесяти с лишним лет.
История завода фактически
начинается с того дня, когда мастер
Циммерман произвел "большую
пробу" муллинской медной руды.
После этого В. Геннин наметил
постройку заводов на реке Егошихе
(на планах и картах 1823 года река
называлась Ягошиха, что означало: река,
текущая в Медвежьем бору,
на более поздних - Егошиха) и Иргине.
Осенью 1722 г. в Кунгуре был объявлен
указ о том, что "надлежит
построить на реке Ягошихе и Иргине
медные плавильные и для дела железа
и стали двои заводы".
2. Новое поселение - город-завод
Егошиха
В отличие от других районов России
на Урале сложился особый,
своеобразный тип поселения - завод.
Населенный пункт строился по
заранее составленному плану,
автором которого считается крупный
государственный деятель,
организатор уральской
промышленности XVIII века, капитан
артиллерии, ученый, историк и
географ В.Н. Татищев. Он прибыл на
Егошихинский завод в июне 1723 года.
Здесь он "разобрал порученное
ему дело, сделал некоторые
распоряжения относительно
построек, сам снял план местности и
составил проект укреплений при
Егошихинском заводе, ездил
осматривать рудники". Татищев
осуществлял наблюдение за
строительством вплоть до своего
отъезда с Урала в конце 1723 г.
В течение 1723 года на Егошихе были
построены поселок и все основные
сооружения завода. Это хорошо видно
на плане, выполненном в декабре 1723
г.
Уже в 1735 году поселок значительно
вырос. На плане Егошихинского
завода, выполненном для рукописи
В.Генина "Описание уральских и
сибирских заводов", видно, что
это поселок геометрически
правильного характера с уличной
сетью, насчитывающий 7 улиц и 4
переулка. В центре поселения
находилась клецкая церковь. Ближе к
территории завода была выстроена
деревянная крепость с 4 бастионами
и домами воинской команды и
заводской администрации. Вдоль
Камы, по нижней террасе берега выше
и ниже устья Егошихи, у причалов
появляется улица (именно этот тип
поселения завод-крепость
перерастет в дальнейшем в
город-завод). Уже в начальный период
поселение развивается под
воздействием двух экономических
факторов - промышленности и
торговли. Этому способствовала
прокладка в 1735 г. дорог на Соликамск
и Оханск, а через несколько лет -
Сибирского тракта.
В середине 1730-х годов в Прикамье
были построены Юго-Осокинский,
Висимский, Мотовилихинский, Нижний
и Верхний Юговские, Курашимскийи
другие заводы. Егошихинский горный
завод оказался в центре этой
группы. Поэтому в Егошиху
переводится Пермское горное
начальство, здесь открываются
арифметическая и словесная школы,
госпиталь. Все это усиливает
административное и культурное
значение города. В отличие от
других районов России на Урале
сложился особый, своеобразный тип
поселения - город-завод.
Центральным
ядром поселения был завод со всеми
сооружениями и зданиями. Узкая
долина Егошихи не позволила
разместить вблизи завода кварталы
жилой застройки. Поэтому на верхней
террасе берега Камы и вдоль Егошихи
(Разгуляй) складывается новый жилой
район. Здесь же образуется
административный центр: вокруг
площади возводят первое каменное
здание города - Петропавловский
собор (1757-1764),
выстроенный в стиле барокко. На
формирование города в этот период
влияет все возрастающее значение
Егошихи как торгового и
транспортно-распределительного
пункта Прикамья и Приуралья. Это
находит отражение и в планировке
города. На нижней террасе берега,
кроме причалов, строят большие
торговые ряды (на месте станции
Пермь I). Они имеют хорошую связь с
заводом удобный выход к пристаням.
Деревянный город часто горел. Пожар
1759 г. был опустошительным. Историк
А.А. Дмитриев пишет: "В этом же
году июня 20 дня был пожар, в котором
все почти жительство истреблено,
одна только осталась церковь и
несколько поблизости ея домов".
Однако поселение в короткий срок
было восстановлено и продолжало
быстро расти. Развитие города
продолжалось по принципу
регулярной, то есть геометрически
правильной (симметричной)
планировки.